В Россию хип-хоп проникал волнами. Первым из составных частей хип-хоп
культуры к нам пришёл брейк-данс, о котором серьёзно заговорили ещё в
1984 году. Но долгое время его воспринимали лишь как новый вид
акробатического танца вроде аэробики или рок-н-ролла. Тогда никто и не
связывал его с блатными американскими подростками, и это стало чуть ли
не новым видом спорта. Модный танец использовали различные музыкальные
группы, в том числе "На-На". В 1986-91 годах заговорили о бэггерах и
рэпе, начался бум на мешковатую одежду и дворовый стиль поведения.
Русские рэпаки конца 80-х - начала 90-х носили бейсболки задом-наперёд
и прикалывались над окружающими. Сперва "рэпом" в России называли всю
супер-современную музыку, пришедшую "оттуда"; "рэп" - было просто
модным словом, и по незнанию к нему относили всё подряд, начиная от
Майкла Джексона и кончая "Ace of Base". Также его нередко путали со
стилем "рэб" - "rythme'n'blues". А в начале 90-х ещё неокрепшая хип-хоп
культура была потеснена в России мощной волной музыки стиля "techno".
Сногсшибательные синглы вроде "U got 2 let the music" группы "Capella"
и мощные суперхиты групп "2 Unlimited" и "KLF" отвоевали у рэпа
значительную часть подростковой аудитории. Первой композицией с
речитативом на русском языке в 1986 году стала песня "Карнавал",
которую исполнил Сергей Минаев. В Питере "хип-хоп" исполняла группа
"Терра Мобиле", 26 февраля 1989 года они танцевали брейк в ДК им.
Ленсовета. Подражая им, многие подростки пытались исполнять собственные
рэп-композиции, стержнем которых были речитатив и презрение ко
взрослым, ментам и т.д., во многих школах создавались подростковые
рэп-группы. Чтобы привить "хип-хоп"-культуру российским подросткам, в
1989-92 годах на телевидении был запущен проект "СТАРТИНЕЙДЖЕР"
("Star-Teen-Ager" - "Подростки-Звёзды"). Однако в российском
музыкальном мире какое-то время всё ещё продолжала жить иллюзия, что
умами молодёжи владеют подвальные рок-кумиры вроде "Алисы" и "ДДТ"
(впрочем, вскоре эти "кумиры", поняв, что их искусство уже никому не
нужно, начали перегибать палку и корчить из себя патриотов, которыми
никогда и не являлись). Несколько позднее - в 1992 году - в Россию
проникло искусство "граффити", и примерно тогда же понятие "хип-хоп" у
нас закрепилось окончательно. Первым профессиональным российским
исполнителем рэпа в 1996 году стал Дельфин, бывший участник группы
"Мальчишник". Его альбомы "Не в фокусе" (1997 г.) и "Глубина резкости"
(1998 г.) были первыми полноценными альбомами русского рэпа, но не
слишком жёсткими по звучанию. После этого рэп-группы начали появляться
в России одна за другой, так, некий Влад Валов или Шеff из
брейк-команды "Bad Balance" сделал попытку обратиться к американским
истокам рэпа и в 1998 году начал проект "Дэцл". Сейчас среди российских
"рэп"-исполнителей можно выделить группы "Каста", "Big Black Boots",
"Икамби Гуа Гуа", "Триатлон", DJ Keet, DJ Tonik и "L.A.-108". Лучший
питерский рэп исполняют "Апокалипсис", "VDAK", "AVL", "Переходный
возраст", "Т-42", "Bi-Box", "Ice-Criminal", "Рэп-банда 1.8.7.",
"Кируш", "Контра-память" - всё это команды из так называемого
"Балтийского клана", крёстный отец которого DJ Глобус. Однако для
исполнения "брейк-данса" используется не "рэп", а стили "funk" и
"drum'n'bass" (своеобразная смесь джангла и рока - "jungle+rock" - или
"jazz"+ломаный ритм 170 ударов в минуту). С 1996 года танцует брейк
группа "Спецэффект", за ними последовали "Battle Moves", очень
популярны у нас и за рубежом брейк-команды "Jamstyle" и "Da boogie
crew", а также - DJ Zarine, Djs Den, DJ Boomer, DJ Pussy, DJ ГРУВ и др.
|